Страница 1 из 1

Креатив: Посвящение в воины

СообщениеДобавлено: 14 сен 2010, 11:30
Бензопил
Большая просьба оценить этот рассказ. Воспринимается как похвала, так и критика. Никас Славич - мой псевдоним:)

Никас Славич


Посвящение в воины

Рассветно-алым румянцем пробудилось небо от лучиков огневых, от яркого солнышка, согнавшего сон с отдохнувшей земли. Радостно защебетали птицы, зашелестели под легким ветерком кроны деревьев. Очередной летний денек, казалось - самый обычный, но для людей, живущих на земле Русской, это был великий праздник - Перунов день.
Особенным этот день представлял себе и славный парнишка Белозор. Ещё только проснувшись, он помыслил о предстоящем обряде посвящения в воины, да вспомнил о сверстниках своих, кои тоже готовились к сему дню. Жребий, брошенный волхвом накануне, явил, что именно Белозору предстоит последним в очереди проходить все испытанья...
Отгоняя тяжкие мысли прочь, Белозор выскочил из Родового дома наружу и радостно побежал босиком по щекочущей пятки росной траве. Весело улыбнулся, поклонился солнышку мудрому и подумал: "Раз на меня сей жребий выпал, то долг мой - стать достойным этой доли!".
А люди уже с самого утра готовились к празднеству. Младые дети задорно бегали с посланиями от Рода к волхвам, уже пришедшим к капищу Перуна. Женщины радели над своими мужьями, стараясь, чтоб те выглядели подобающе. Мужья любовались на своих ладушек да поглядывали изредка на парней: мол, готовы ли?
Отроки же собрались впятером на одной поляне и занимались наклонами, приседами и прыжками – ловкость им ой как пригодится во время испытаний…
К будущим воинам подошел Родан - глава Рода, воитель, весь седой, но не старый духом:
-Здраве вам, отроки светлые! Чуете в себе мощь богатырскую, отвагу воинскую?
-И вам здраве! Да, чуем! - хором ответили парни, и Белозор с ними.
-Это правильно! Но помните: последним испытаньем вашим будет такое, что ни силой, ни ловкостью вам с ним не справиться. Ох, и сложные же загадки для вас готовит ведуница! - Родан хитро улыбнулся, подмигнул парням и пошел себе дальше, оставив тех в лёгком недоумении.
-Забавно... - вымолвил Белозор, тряхнув белокудрыми прядями волос. - Это что же, главное испытание для воина - загадки?
Звонкий девичий смех разнёсся над полянкой - в одном сарафанчике прибежала к отрокам младая ведуница Серебринка. Младая, да мудрая. Вся словно светящаяся изнутри, ничуть не стесняющаяся своей полунаготы, с русыми косами, ниспадающими аж до самых пят.
-Смешно мне слышать речи такие от тебя, Белозор. Не только силушкой молодецкою, но и смекалкой должен воин отличаться! К тому же, это испытание не только на ум, но и на твою, Белозор, готовность жертвовать собой. - Сказала так Серебринка, да убежала, смеясь.
-Жертвовать? - переспросил стоящий рядом с Белозором парень по имени Живко, весь жилистый и казавшийся несокрушимым. - Как же загадки с жертвою связаны могут быть?
-Эх, была не была! Там видно будет! - махнул рукой Белозор да продолжил приседы. Ничуть не испугали его слова ведуницы. "Надо будет - пожертвую и собой!" - храбро помыслил Белозор.
...Скатилось ко дню утро солнечным колом, и объявил Родан о пире в честь Перуна. На широкой поляне уже накрыты были столы с природными дарами. Воины Родовы уже похвалялись вовсю своим оружием, жены их распевали песни во славу Богов, а дети беззаботно смеялись и угощались ягодами да плодами.
Для парней накрыт был свой, особый стол, на который были поданы угощения только с тех деревьев и кустарников из Родового сада, которые нравились самим будущим воинам. Так, для Креслава, самого рослого отрока, принесли его любимые вишни, а также овощи с тех гряд, что он сам любил возделывать. По поверью, только те дары природы, о которых заботился будущий воин, могли укрепить его дух в день испытания.
И еще в этот день всем будущим воинам категорически запрещалось есть мясо, поскольку оно-то как раз и могло помешать разуму в будущих испытаниях, затуманить его, не дать сосредоточиться.
А волхвы у капища тем временем свершали нехитрые приготовления к празднеству да готовили малую Краду - жертвенник Перуну. Последний раз сегодня проголосил хвалу солнышку петух, красный, как огнь. Но что поделать - стар он уже стал, дряхл. Так уж лучше отдать свою кровь, пока ещё ярую, во славу Бога Светлого, чем умирать в мучениях.
Белозор угощался сочными ягодами и с радостью думал о предстоящем. "Нет, не подведу я Род свой славный! Стану его защитником наперекор всему!" - твердо решил Белозор. Хлопнул молодецки приунывших было Мирослава да Радогора, еще двоих отроков, сидевших подле. Воспряли те духом да улыбнулись тому, что их впереди ждало...
Мало-помалу заканчивался шумный да весёлый пир, и подошло время долгожданного празднества. Весь Род двинулся к капищу Перуна, и дети, и старики - все рады были славить любимого Бога. Отроки шли самыми последними, и всё думали: что же им такое странное уготовила Серебринка?
А ведуница затянула песнь, к которой тут же присоединились все, весь Род:

Славься, Перуне!

Громом врагов ты разишь!

Глас Рода нашего - услышь!

Славься, Перуне!...
Песня длилась долго, хор мощных голосов - и женских, и мужских, и детских, и взрослых - разносил её на вёрсты окрест. Пели со всею душою, прославляя любимого Бога, охраняющего Род от бед и напастей. Но вот ручей песни иссяк, чтобы тишиною почтить величественный закат Солнца, расплескавшего огненно-алое море по небосводу, и весь виднокрай полыхал яркими красками лета...
Без визга, молча и безропотно встретил свою жертву алый петух, и душа его сейчас взлетала в блаженный Ирий, где всегда светит солнце, и нет горестей и бед... Птичья кровь была пущена на Краду, и все мужчины Рода в знак приветствия этой жертвы подняли своё оружие ввысь. Сотни мечей, топоров и луков взметнулись к багровеющим небесам.
-О, славный Перуне! - заговорил волхв. - Прими эту жертву светлую во славу твою, и укрепи мощь воинов Родовых! А также помоги отрокам смелым преодолеть испытания достойно и стать в один ряд с твоим воинством!
И, словно знамение, с дальней восточной стороны полыхнула чистая молния, ударив где-то в чистом поле. Мощное "Гой, Перуне!" разнеслось над капищем, и обряд посвящения в воины начался.
Пятерых парней вывели в круг перед Крадой, где чела каждого из них своей узловатой ладонью коснулся волхв, благословляя на подвиг. Потом взмахнул он головой - седые длинные волосы прочертили своеобразную молнию в воздухе - и промолвил:
-Настал ваш миг проявить всё своё мужество, дабы стать воями Рода нашего! Сейчас вы будете на миг словно погружены в Навь, а потом я оживлю вас для прохождения испытаний! Ложитесь на траву и откройте свои мысли пред Богами!
Все пятеро отроков легли на спину, глядя прямо на светлый лик Перуна, возвышающийся над ними. Волхв подходил к каждому из испытуемых и жестом словно "умерщвлял" их...
Когда седой старец подошёл к Белозору, тот ничуть не испугался. Волхв взмахнул дланью, и у парня сами собой закрылись глаза, исчезли все чувства. Он на мгновение умер. Дух его взлетел ввысь, почти к самому светлому Ирию, и узрел всех Богов Родовых. И понял, что должен быть наравне с ними, а для того нужно пройти Белозору все испытания с честью - тогда лишь Дух его на одну ступень ближе к Богам станет...
Словно яркая вспышка света в наступившей ночи разбудила юношу, и он раскрыл очи. Встал, почти не ощущая своего тела, и улыбнулся идолу Перуна, подле которого он лежал. А вслед за Белозором "пробудились" и Живко с Креславом, и Мирослав с Радогором...
Парни долго осматривались по сторонам, словно только что родились на свет и увидели буйство красок жизни. Но вот с них спали оковы Нави, и пришло время и пришло время испытаний.
Волхв повел их вдоль разведённых кострищ, а потом остановился перед выложенной на поляне дорожкой раскалённых углей:
-Лишь воистину храбрые духом решаются на такое испытание и с достоинством проходят его. Вам предстоит преодолеть эту дорожку. Естественно, без обуви. И не очень быстрым шагом. Сосредоточьте свои мысли. Напрягите волю. Испытайте крепость духа! - с этими словами волхв отошёл в сторону, пропуская вперёд парней.
Первым пошёл Живко, как самый стойкий. Он осторожно касался ступнями и шёл безмолвно, но немыслимое усилие воли отражалось на его челе. Но вот последний шаг сделан, и Живко ступает на мягкую траву, вскидывая победно вверх длани.
Мирославу пришлось гораздо сложнее. Шипели угли - шипел и он, стараясь ослабить боль. Казалось, огромные волдыри вот-вот вздуются на его покрасневших пальцах ног, но парень упрямо шёл вперёд, стиснув зубы. И преодолел таки дорожку, и затанцевал на поляне, так и не получив ожогов - ибо сумел сосредоточить всю свою волю.
Примерно так же прошли испытанье и Радогор с Креславом. Пришла очередь Белозора...
Нет, ничуть не боялся отрок предстоящего испытания. С детства привыкший везде бегать босым, познавший ступнями и холод снега, и жар углей, Белозор не испугался. Погрузив себя в особое состояние отрешённости, сосредоточившись только на том, что ему просто тепло от углей, парень шагнул левой ногой на дорожку. И удивился: угли действительно не обжигали его, от них шло лишь щекочущее стопы тепло!
Наслаждением пляшущего по ногам и в душе огня оказалось для Белозора это испытание. С улыбкой на устах прошёл он по раскалённой дорожке и торжествующе сошёл на сырую землю, показывая всем свои ничуть не обгоревшие стопы.
-Что ж, молодцы! - заслужили парни похвалу волхва. - Но сейчас всем вам предстоит показать свою настоящую удаль и прыть. Вот предо мною священный дуб, коему уже лет эдак три, как не четыре сотни. Сейчас вы должны убежать отсюда как можно дальше, но помните - через несколько мгновений после того, как вы побежите, вслед за вами отправится на охоту весь наш Род. Сумейте убежать далеко и спрятаться в ближайшем лесу, а потом возвратитесь сюда окольными тропами, никому на глаза не попавшись, и коснитесь рукою дуба. Только тогда вы пройдёте испытание это! Готовы ли вы?
Не сробели отроки, ответили храбро, глядя прямо в синие глаза волхва:
-Да! - и побежали к лесу, да так, что босые пятки только засверкали.
Волхв лишь усмехнулся и через несколько мгновений махнул рукой:
-Вперёд, Род мой!
И все, кто пришёл на празднество - дети, мужья, жёны и старики - отправились в погоню за младыми юнцами...
Но недаром отроки всё утро разминали свои резвые ноги - теперь бежали они так, что в ушах свистел отстающий от парней ветер. Да и знали заранее юнцы о первых двух испытаньях, третье лишь оставалось для них настоящей загадкой. Подготовились будущие воины ко второму испытанию, каждый побежал к своему схрону в лесу.
Креслав убежал дальше всех, легко преодолел мелкий ручеёк и затаился на том берегу, выжидая удобного момента для возвращения. Живко заранее приготовил шкуру медведя, натянув которую, он стал ну прямо вылитый бер. Не заметили косолапого пробежавшие мимо воины Родовы, и вернулся Живко к дубу Родову вроде как медведем, а когда шкуру снял - то человеком. А Креслав, умевший надолго задерживать дыханье, проплыл под водой вдоль ручья ближе к полянке, где парни сегодня разминались, а оттуда уже и рукой подать до капища было.
Радогору же побегать пришлось, попотеть. Сам Родан преследовал юношу, и сколько не бежал будущий воин, всё время слышал прерывистое дыхание главы Рода за спиною. Но вот впереди, в сгущающейся тьме ночи, юноша разглядел крапивник. Не жалея себя, влез он в самую гущу жгучей травы и затаился там. Родан остановился на секунду, словно почувствовав отрока, но потом, видно, решил, что тот схоронился достойно для воина и побежал дальше. Радогор же, весь исцарапанный, принялся выбираться из крапивника. Что ему жгучие уколы травы по босым стопам после ходьбы по углям! Почти не чувствуя боли, парень выбежал на полянку и побежал скорее назад, к священному дубу.
Мирослав оказался хитрее всех, и, едва оторвавшись от погони, с невероятной ловкостью забрался на древо да спрятался в дупле, а когда все мимо пробежали, вернулся на капище...
А что же Белозор? Ему пришлось тяжелее всех, ибо гнавшиеся за ним образовали полукольцо, оттесняя юношу к болотцу. Будущий воин не сразу заметил, как его ступни стали вязнуть в траве, всё больше превращавшейся в болотную жижу. А когда заметил, понял, что бежать дальше бесполезно - его все равно настигнут. Но не сдался отрок, не поник духом. Измыслил он хитрость небывалую. Без жалости скинул рубаху и измазал всё тело в болотной слизи. И выскочил навстречу преследующим, изображая морока. Оценили сородичи смелость парня и "отступили", дав ему пройти к ручью, отмыться да так же вплавь, как Креслав, добраться до заветного дерева.
...Мало-помалу весь Род вернулся к капищу Перунову. Улыбнулся волхв и произнёс ободряюще:
-Ох, и удалые же вы да хитрые молодцы! Но ещё не воины вы. Сейчас мы посмотрим, кто хитрее окажется - младая ведуница иль парни уж почти взрослые!
Смеясь, выбежала из леса Серебринка и, поклонившись старцу и Родану, обратилась к отрокам:
-Вот ваше испытанье последнее. Не только хитёр и ловок, силён и быстр должен быть воин Рода нашего, но и смекалист. Задам я каждому из вас загадку. У вас будет по три попытки её отгадать. Но ежели первые четверо из вас не справятся с загадкою, то последнему тяжелее всех придётся. Задам я ему не одну, а целых три загадки. А чтобы Род не опозорить и друзей своих не предать, должен будет Белозор в первых двух загадках свои две попытки пожертвовать - только тогда остальные четверо смогут стать воинами. Если же никто не справится с загадками - ой, не бывать вам воями...
Но не дрогнул ничуть Белозор, ошеломлённый условиями последнего испытанья. "Весь свой разум напрягу, у окружающего душою совета испрошу - и отгадаю загадочки!" - подумал юноша.
А Серебринка, слегка улыбнувшись, уже бросала вызов парням:
-Кто же первый рискнёт, кто не побоится?
Вышел вперёд Радогор:
-Я хочу быть первым! Задавай, Серебринка, свою загадку, да смотри не лукавь!
-Ох, не лукава я, мудра не по годам всего лишь, - рассмеялась ведуница. - Что ж, отгадывай. Что это такое: две ноги в одну дырочку?
Радогор засмеялся было, сочтя загадку глупой, но Серебринка тут же заметила:
-Допрежь смеха попробуй загадку мою отгадать. Три попытки есть у тебя, как и у других будущих воителей.
Думал-думал Радогор, да ни одного ответа так и не предложил. Сдался он и с надеждой взглянул на Белозора: мол, выручи, пожертвуй собой ради меня да загадке отгадку найди. Тот кивнул головой и принялся размышлять: "что ж это такое может быть?"... Тут взглянул паренёк на Серебринку, да тут же ответ и прознал наперёд. Но сперва остальные должны были подумать...
Креслав предположил:
-Быть может, эта дырочка под перегородкой лодочки, куда гребцы ноги убирают?
-Близко, да не то... - рассмеялась Серебринка. - Ещё две попыточки у тебя...
Но не нашёл Креслав других ответов, и сдался, также посмотрев на Белозора с мольбою о помощи... Принялся Живко гадать:
-Сапоги? Ой не то, не то...
Серебринка же произнесла:
-Сказанного не воротишь, первую попытку ты использовал...
Живко весь напрягся, отчего мускулы на его руках вздулись, но ничего более на ум не приходило. Пришлось и ему сдаться...
Самым сметливым да хитрым оказался Мирослав, предложивший почти верный ответ:
-Вот моя отгадка! - смело заявил он. - Роды это!
-Ой, не совсем обязательно тогда две ноги сразу в одну дырочку, - игриво ответила Серебринка, ничуть не смущаясь.
Растерялся тут Мирослав и не надумал больше никаких отгадок. Поникшие духом, встали четверо юношей подле Белозора, да лишь глядели на него: пожертвует ли ради них? И найдёт ли ответы?
Выступил тут вперёд Белозор, повёл покатыми плечами и, храбро глядя в глаза Серебринке, произнёс:
-Все мы сегодня уже доказали способность быть воинами. Я готов пожертвовать своими попытками ради того, чтобы братья мои по Роду прошли это посвящение.
-Что ж, коли так, то на все загадки, кроме последней, у тебя лишь одна попытка. И поторопись, отрок светлый, ибо вот-вот наступит рассвет, и если не успеешь ты пройти испытание, то вернёшься ты в Навь, где уже пребывал сегодня перед посвящением...
Но Белозор не испугался этих слов ведуницы, а лишь улыбнулся и промолвил:
-Знаю я отгадку. Две ноги в одну дырочку - это когда ты, Серебринка, сарафанчик свой одеваешь!
Рассмеялась ведуница, а с ней захохотали было и остальные, да оборвала велуница свой смех:
-Что ж, добрый молодец, угадал ты. Вот тебе моя вторая загадка: кто и летает, и ползает, и ткёт, и прядёт?
Тут уже пришла очередь хохотать самому Белозору:
-Да разве ж это сложная загадка? Паук это, только и всего!
-Верно. Тогда, раз желаешь ты загадку потяжелее, вот тебе последняя: с чего начинается Родина? - и ведуница словно восторжествовала, что юноше не сыскать ответа, и начала пританцовывать босыми ножками на освещённой кострами да факелами полянке.
-Ох, и хитра же ты, Серебринка, - прищурился Белозор, - да не перехитрить тебе меня. Не загадка то, а вопрос, и вот тебе мой ответ: с земли нашей родимой начинается!
-Прав ты, молодец, лишь в одном: хитра я. Но не вопрос это, а загадка, и отгадку надо сыскать, а ответа вовек не отыщешь! - и Серебринка продолжила кружиться по полянке.
-Тогда вот тебе моя отгадка: Родина начинается с любви к ней! - лицо Белозора выражало решимость во что бы то ни стало найти правильный ответ, ведь вопрос был, пожалуй, одним из самых важных.
-Ох, снова ты думаешь над вопросом, а не над загадочкой, - ускорила свой танец Серебринка. - Думай, паренек, быстрее, а не то круженьем своим призову я рассвет!
И вот тут Белозор закрыл глаза.
"Если это загадка, а не вопрос, то какая же отгадка? Думай, воин будущий, думай! - чуть ли не стучал себя по лбу юноша. - Должен я стать воем великим, таким, как Сваргослав, недавно почивший! Не должен я Род подвести свой!"...
И Белозора осенило. Раскрыв глаза, он улыбнулся первому лучику солнца, пробившемуся далеко на востоке, и сказал:
-Родина начинается с Рода, который должен оберегаться каждым воином!
...На мгновение воцарилась полная тишина. Птицы ещё не начали свои радостные песни, рассветные лучи едва-едва разогнали ночную тьму. Серебринка медленно кружила по полянке, пока не остановилась, глядя прямо на восходящее солнце. Не моргая, она смотрела на светило, отвоёвывавшее землю у ночи, множеством лучей пробивавшее тьму небес.
И вот защебетали радостно птахи - рассвет полностью вступил в свои права, разгоняя Навь. Замершие было на поляне люди пришли в движение, подойдя к парням. Белозор стоял и тоже улыбался дневному светилу. Ему было неважно, отправиться ли он сейчас в Навь или продолжит радостную жизнь в Яви. Юноша наслаждался красотою рассвета, и даже не сразу расслышал кристально чистый голосок Серебринки:
-Правильно!
Выдохнули облегчённо теперь уже не парни, а могучие мужи - воины Рода, что готовы оберегать свою родину вечно... Улыбнулся ещё шире Белозор, не отрываясь от созерцания красоты рассветной. Волхв подошёл к каждому из воинов и снял прикосновением к челу печать Нави, возложенную накануне.
Так Белозор, Живко, Радогор, Креслав и Мирослав стали воинами Рода Святорусского. А на небесах улыбалось огнекудрое солнышко, глядя на своих сыновей...